суббота, 3 августа 2013 г.

Знакомимся - тадаги-мудра

Как думаете, чем вокальное исскуство может быть интересно йогину?

Вновь о диафрагме.

Напомню – это  мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, от её работоспособности зависит состояние органов над и под ней. Метафорически говоря, разделяет тело на верх и низ, она же их и объединяет посредством своего движения. Подробнее в моей статье "В фокусе внимания - диафрагма"
Так же как другие мышцы – при концентрическом сокращении места её прикрепления сближаются, она уплощается. Есть ещё другой  вид мышечного сокращения – эксцентрический, когда места прикрепления мышцы удаляются друг от друга. И диафрагма активно двигается вверх, увеличивая купол. В первом случае объём грудной клетки увеличивается - происходит вдох, во втором - уменьшается - происходит выдох.

Итак, что в арсенале йоги есть для работы с этой мышцей?
Во-первых, полное йоговское дыхание (о нём подробнее в указанной выше статье). Пожалуй, это  идеальная модель работы диафрагмы – чередование сокращения (концентрического) и расслабления мышечных волокон, т.е.: укорочение мышцы – возвращение к исходной длине.  

Во-вторых, практика концентрического (укорочивающего) сокращения этой мышцы  - это сознательное удержание диафрагмы в положении вдоха.  Она задерживается  в опущенном  состоянии раздвигания нижних рёбер («натянутый батут») и опускается чуть ниже, как в варианте "натуживания". Состояние знакомое рожавшим женщинам  и всем, пережившим борьбу с запором). На мой взгляд,  «Гхерада-самхита» описывает практику как тадаги-мудру.

3.61. Сидя в Пасчимоттанасане, сделай живот полным, как пруд: это великая Тадаги-мудра («печать пруда»), прогоняющая старость и смерть.


В-третьих, практика расслабления диафрагмы и эксцентрического (удлиняющего) её сокращения за счёт активной работы мышц пресса  – это уддияна бандха. Диафрагма удерживается в состоянии выдоха - максимально верхнем положении.

3.10. Подтяни живот — выше и ниже пупка — к спине. Этим великая птица (Прана) влетает в Сушумну и дви­жется теперь только там. Практикующий Уддиана-бандху побеждает смерть. /Гхерада-самхита/


С этой точки зрения, кумбхака (задержка на вдохе) может выполняться в двух вариантах
1.     С высоким стоянием диафрагмы – с уддияна-бандхой
2.     С низким стоянием диафрагмы – с тадаги-мудрой.
В первом случае акцент на увеличении внутригрудного даления, мягкое воздействие на межрёберные мышцы, тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и лёгочную системы. Подробнее см."Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика" Сафронова А.Г. (стр.78).
Во втором – увеличение внутрибрюшного давления, активное давление диафрагмы на печень и расширение нижней полой вены увеличивают отток венозной крови от нижней части тела, увеличивается венозный возврат к сердцу и объём крови проходящий через лёгкие,  активно увеличивается процесс газообмена.

Второй вариант кумбхаки (не забываем мулабандху и джаланадхарабандху) показан при застойных явлениях в малом тазу – заболевания репродуктивных органов, варикоз нижних конечностей, застойные заболевания жкт.

Думаю, под наши задачи будет интересно парадоксальное дыхание, которое используют вокалисты. Для получение красивого «летящего» звука используется «опора на диафрагму», последняя по выполнению весьма похожа на тадаги-мудру. На вдохе – диафрагма работает как в классике (пйд))), на выдохе удерживается в опущенном положении, "запечатывая" брюшную полость.

 Споём? Звук А, например. Сделайте вдох (расширяем нижние рёбра, опускаем диафрагму, опираясь на диафрагму поднимаем рёбра). Удерживайте диафрагму и с выдохом поём «А», при этом силу воздуха можно регулировать нижним прессом. И рефлексируем...

Комментариев нет:

Отправить комментарий